Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.

Одним из новых изделий, которе будет выпускаться на Ульяновском авиазаводе «Авиастар», должен стать СТС Ил-276
На прошедшей неделе во время встречи президента РФ Владимира Путина и губернатора Ульяновской области Алексея Русских обсуждался вопрос технического перевооружения завода «Авиастар». После этого разговора на сайтах федеральных информационных агентств появились сообщения о том, что, по словам губернатора А.Русских, на Ульяновском авиазаводе планируется развернуть серийное производство перспективного среднего транспортного самолета (СТС) Ил-276. Как сообщил Алексей Русских, самолет Ил-276 «является уменьшенной версией Ил-76, с двумя турбореактивными двигателями». Предполагается, что перспективный отечественный СТС будет способен перевозить груз массой 12 т на расстояние до 3,7 тыс. км, а груз массой 20 т – на дальность до 2 тыс. км с крейсерской скоростью до 800 км/ч.
Первая информация о разработке СТС в РФ появилась в начале нынешнего столетия. Тогда он обозначался как Ил-214. Разработкой СТС под обозначением Ту-330 занималась и компания «Туполев». Протокол о начале совместных работ по СТС был подписан компанией «АК им. С.В.Ильюшина» и индийской фирмой «Хиндустан Аэронотикс» в июне 2001 г. Затем этот проект получил обозначение МТА. В конце 2015 г. индусы вышли из проекта, а компания «Ильюшин» продолжила разработку самолета самостоятельно в инициативном порядке. В 2017 г. самолет получил обозначение Ил-276. После неудачи с созданием легкого транспортного самолета Ил-112В почти все разговоры о разработке Ил-276 прекратились. После начала СВО при увеличивающейся год от года нехватки финансовых средств о разработке Ил-276 в открытых источниках печати не было никакой информации.
В связи с этим весьма странно, что о проекте машины Ил-276 после длительного перерыва заговорил губернатор А.Русских и что нет никаких комментариев со стороны руководства компании «Ильюшин». Или теперь разработкой самолетов руководят губернаторы, а не авиаконструкторы?
Стоит сказать, что недавно появился на свет Указ президента Российской Федерации от 02.12.2025 № 880 «О праздновании 50-летия основания филиала публичного акционерного общества «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина» – «Авиастар». Напомним, что на основании распоряжения Совета министров СССР № 1784-рс от 5 августа 1975 г. был выпущен приказ Минавиапрома СССР № 350 «О строительстве в Ульяновске авиационного промышленного комплекса (АПК)». Официальной датой создания Ульяновского АПК считается 10 июня 1976 г. Первым выпущенным на «Авиастаре» самолетом стала тяжелая транспортная машина Ан-124 «Руслан» осенью 1985 г. Сейчас «Авиастар» является финишным заводом по изготовлению транспортных самолетов семейства Ил-76.
Юрий Пономарев
Фото ОАК